Уникальные
исторические места в запустении и разрухе. Местные жители бьют
тревогу — восстанавливать святыни некому и не на что.
Говорят, у
каждого своя дорога к храму. Моя в этот раз оказалась на редкость
извилистой и ухабистой... Священник отец Николай, пригласивший
«Хронометр» в Вязниковский район в село Успенский Погост, лихо
выкручивал руль видавшей виды «Волги», объезжая колдобины проселочной
дороги. Впрочем, он местные ямы может миновать с закрытыми глазами — с
тех пор как батюшку после окончания семинарии закрепили за Успенским
храмом, прошло шесть лет, и дорога к церкви исхожена-изъезжена тысячи
раз.
ВчераУспенский Погост расположился неподалеку от
Вязников, всего пара десятков километров от города. Хотя, по мнению
местных жителей, это еще большой вопрос, от какой географической точки
мерить расстояния.
— Село старинное, мимо испокон веков шел старый
Муромский тракт, — объясняет отец Николай. — Здесь до Мурома и Нижнего
рукой подать. А село стояло, считай, на самой дороге. Тогда оно было
большим и богатым.
О том, что крестьяне в Успенском Погосте жили
зажиточно, красноречиво говорят остатки церковного ансамбля — даже
сейчас, несмотря на практически тотальное разрушение, храмы и каменное
ограждение вокруг них выглядят очень внушительно.
— Самая первая
церковь — Троицкий храм — была построена еще в 1629 году, — поясняет
батюшка. — Тогда это было деревянное здание. Кстати, у него есть своя
история. Как мне рассказывали местные жители, а им рассказывали их
предки — именно эту церковь взял за прообраз деревенского храма
Александр Пушкин, когда писал свое знаменитое произведение «Метель» из
«Повестей Белкина». Помните, церковь, священник которой согласился
обвенчать героиню повести Марью Гавриловну с армейским прапорщиком? Так
вот — это она!
Против этой версии не протестуют и краеведы —
Александр Сергеевич ездил в свое нижегородское имение Болдино по
Муромской дорожке, аккурат мимо Успенского Погоста. А в то время, когда
писалась «Метель», Пушкин находился в Болдино, и, говорят, исходил
окрестности вдоль и поперек.
— Впрочем, наши места не только с
Пушкиным пересекались, — рассказывает отец Николай. — Вон там за
оврагом, где сейчас лес непролазный, было имение бояр Корсаковых. Во
время Отечественной войны 1812 года сын боярыни ушел воевать с
французом. И вернулся домой с победой. Благодаря Бога за счастливое
возвращение сына, боярыня назвала деревню вокруг имения — Бородино и
приказала заложить новый храм.
К 1840 году строительство было
закончено. Новую церковь — Успенский храм — выстроили в модном тогда
стиле классицизма: с капителями, колоннами и портиками. Здание
получилось солидным и роскошным — до сих пор это единственный в области
деревенский храм с шестью приделами.
— Вообще приход был богатый, —
говорит отец Николай. — Служило сразу семь священников — а это и в
крупных городских храмах редкость. Да и прихожан по спискам конца 19
века насчитывалось более двух тысяч человек.
Сегодня Но
свой столетний юбилей Успенский храм справить не успел. В 1937 году
церковь была закрыта. А священник отец Александр расстрелян.
— Мои
прихожанки, самые старые жительницы села, в свое время крестились у отца
Александра. Они рассказывали мне, что в тридцать седьмом году за
батюшкой пришли. Взяли ночью и увезли в неизвестном направлении... Где
его могила? Никто не знает. Говорят, в тот год несколько десятков
священнослужителей расстреляли в Иваново. Может быть, и прах отца
Александра там.
Батюшку увезли, но храм еще стоял: правда, местные
жители растащили церковную утварь и иконы по домам.
— В Великую
Отечественную войну женщины с детьми приходили в храм молиться, —
рассказывает отец Николай. — За отцов, мужей, братьев... верили, что
церковь, построенная в честь одной великой победы, поможет вымолить еще
одну. Но вскоре об этом узнало партийное руководство и приняло меры:
храм опечатали, а людям добавили норму по трудодням, чтобы некогда было
по церквям ходить.
Вот с того времени, уверен батюшка, и началась
медленная и неотвратимая смерть села. Все больше заброшенных домов, все
меньше детского смеха.
— Сейчас в селе от силы семей пять живет, —
говорит отец Николай. — Дачники, правда, приезжают из Москвы, из
Нижнего. Но это же не то...
За те шесть лет, что отец Николай —
настоятель Успенского храма, ему удалось восстановить только самую
старую церковь из богатого когда-то ансамбля. Ту самую «пушкинскую» —
Троицкую. А работы впереди — непочатый край. У батюшки свое Бородино —
ежедневная битва за инвесторов, подрядчиков и деньги-деньги-деньги...
—
Суммы на строительство нужны просто запредельные, — рассуждает он. —
Купол на колокольню — 3 миллиона рублей! Где в деревне такие деньги
взять-то?! Идешь на поклон к богатым людям, объясняешь, просишь. Кто-то
даст, а кто-то и откажет...
ЗавтраНо больше всего отца
Николая расстраивают не материальные затруднения, а моральная сторона
вопроса.
— Хуже всего, что люди забыли дорогу в церковь, — считает
он. — Посмотрите, все, что творится вокруг: и нищета, и пьянство — все
это следствие отсутствия веры... В девяностые годы ребята деревенские
разграбили могилу полковника Скворцова, фамильная усыпальница Скворцовых
здесь же была, рядом с храмом. Полковник, кстати, герой сражения под
Бородином, правая рука самого Багратиона, был захоронен со всеми
орденами и императорской саблей. Вот из-за них мальчишки склеп и
разворотили. И ладно бы просто ограбили, они же еще останки умерших
растащили по деревне! Ходили — черепом хвастали... Вот что это, как не
безверие? Я просто уверен — реабилитация села начнется только с церкви,
только тогда, когда люди пойдут в храм.
...Говорят, у каждого своя
дорога к храму. Может быть, у кого-то она начнется с реальной помощи
конкретной церкви? С рубля на новую колокольню или с работы по
восстановлению Успенского храма...